Методическое объединение учителей-логопедов
13.03.2025
Состоялось методическое объединение (МО) учителей-логопедов муниципальных ППМС-центров, интернатных организаций, дошкольных образовательных учреждений Орловской области на тему: «Использование ресурсов специально созданной развивающей предметно-практической внешней среды, как дополнительное средство компенсации общей и речевой недостаточности у детей с ОВЗ».
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. А. Сухомлинский.
Эта цитата на сегодняшнем мероприятии звучала как лейтмотив у всех специалистов, которые раскрывали свой опыт работы. Лейтмотив в логопедии связан с созданием коррекционно-предметно-развивающей среды на занятиях, где важно учитывать речевые нарушения и индивидуальное развитие каждого ребёнка.
Емельянова В. В. рассказала о коррекционно-развивающей среде для детей с ОВЗ, ее функциях и принципах работы, которые необходимо при этом учитывать. Освятила особенности организации предметно-развивающей среды для различных категорий детей с ОВЗ. Обратила внимание, что необходимо учитывать при организации предметно-пространственной среды: закономерности психического развития, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего речевого развития и показатели эмоциональной сферы.
Интересный материал по использованию реабилитационно-развивающего оборудования в реабилитационной работе с детьми с ОВЗ, подготовленный учителем- дефектологом Скосаревой А. С. можно посмотреть по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1P_zW20RQtHcgZyAfDrVnu0rhsVXRY37U/view?usp=sharing
Учитель-логопед МБОУ-лицей №21 имени генерала А. П. Ермолова на МО представила слушателям материал по использованию рабочих тетрадей как средство эффективной коррекции устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ, автором-составителем которых она является. Помимо основных принципов работы, представила рабочую Программу логопедического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) с использованием логопедической тетради. Обратила внимание на то, что использование рабочих тетрадей на различных этапах является эффективной формой коррекционной работы и их можно применять для индивидуальной, парной, подгрупповой, коллективной работы…и для совместной деятельности родителей и детей.
Монахова О. С., учитель-логопед КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» рассказала специалистам об эффективном использовании ресурсов предметно-развивающей среды в образовательном процессе для детей с интеллектуальной недостаточностью. Она акцентировала внимание на пространстве логопедического кабинета в школе, где размещается разнообразный познавательный материал, присутствует коврограф, интерактивный (логопедический) стол, стол с песком, пузырьковая лампа, магнитные (маркерные) доски, волшебный фонтан, проектор «Звездное небо» и др. Игры, которые проводятся с использованием данного инструментария решают целый спектр задач в работе с детьми как индивидуально, так и с группой.
С вопросом по обучению родителей элементарным умениям коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста интересный материал предоставила У. О. Юшкова, учитель-логопед БУ ОО «ППМС-центр». Она обратила внимание педагогов на то, с какими трудностями родители сталкиваются при закреплении материала дома с детьми. Продемонстрировала ряд простейших игр и упражнений, чтобы родители могли поверить в себя, свои силы, увидеть, как благодаря их участию речь ребенка меняется в лучшую сторону, тогда и специалистам станет проще работать с семьей, достичь высоких результатов без взаимных обид и упреков.
Материалы МО можно посмотреть на страничке логопедов и дефектологов